Эта страница - красного цвета. Значит, от мамы бредятина эта.  


Бумажные игрушки
Мы все – бумажные душонки. Любим канцелярщину, бумагу простую белую, формата А4, цветную листами и рулонами, картон и кальку, шелковую и самодельную... Любим на ней писать и рисовать, складировать стопками и в папочки, протыкать степлером и скреплять скрепками... Соответственно, и ребенка к этому привлекаем.

Первое, чему научился Кондрат, была простейшая аппликация – мама мажет, Кондрат клеит на страничку. Потом мы стали учиться намазывать клей. Лучше всего подходит клеевая ручка с жидким клеем внутри – клеящий карандаш наше дитя расковыривает нещадно. Если ребенку понравится намазывать – обеспечивайте стимул для продолжения упражнения, то-есть, проявляйте результаты намазывания. Проще всего сразу посыпать по намазанному пшеном, семенами травы, мелкими бумажками, песком (его, кстати, легко покрасить!) и даже разобранным на шарики пенопластом. Кондрат охотно посыпает и сам, хотя пока что неумело.

Вскоре Кондрат потребовал ножницы. Ведь у меня никогда нет времени нарезать бумажные фигуры заранее, и я всегда работаю ножницами рядом с Кондратом. Оказалось – не так все страшно. Держа по колечку ножниц в каждой руке, Кондрат пытался научиться закрывать и открывать их. Потом я направляла его действия сама, а потом и вкладывала полоску бумаги между лезвий ножниц. На данном этапе наше любимое развлечение – резать бумажную бахрому – мама держит полоску бумаги, а Кондрат режет ее поперек. С ребенком, умеющим делать надрезы, можно состряпать вырезную новогоднюю гирлянду из креповой бумаги, вот так:


...а можно таким же способом – и целую занавесочку в дырочку (для чего сложить вдоль вчетверо и надрезать поочередно с одной и другой стороны).

К наступающему Новому Году мы украшаем наш дом бумажными игрушками. Честно говоря, пока что это больше мамино занятие – Кондрат в основном смотрит. Но для детей постарше найдется много посильных манипуляций, так что все равно привожу несколько примеров.

Птичка

Тела и рыбки, и птички, вырезаются из плотного картона произвольного цвета, можно двойные со сгибом (у птички на животе, а у рыбки на спине), по нарисованому «от души» шаблону (здесь примерная картинка). Разрезы делаются лезвием или ножом на разделочной доске. Птичке вставляются ножки – мы сделали их из цветной проволоки, бывают и пушистые декоративные проволочки. Крылья делаются из прямоугольного листа цветной бумаги, сложенного гармошкой, так чтобы ширина в сложеном виде была меньше длины разреза. На место глаз наклеиваются шарики пластилина черного или красного цвета. Крылья расправляются, в спинку птички вшивается нитка – готово, подвешиваем.

Рыбка

Рыбки вызывают у меня больше фантазии, чем птички, поэтому возможны варианты – спинной плавник вклеить из цветной бумаги, или изобразить петлями цветной проволоки (воткнуть в спинку несколько петель, изогнуть в любой форме). Хвост тоже – либо вырезается широкий веер из блестящей бумаги, либо складывается гармошка, сгибается поперек пополам, и вшивается между двумя сторонами рыбки, если рыбка двойная. В любом случае, грудные плавники делаются из тонко сложеной гармошки цветной бумаги. Глаза у рыбки тоже сложнее устроены, чем у птички – наклеиваем кружок белой бумаги, а на него уже шарик черного пластилина. Подвешивать за нитку, прикрепленную к спинному плавнику.
Сердечки



Сердечки – это мои смутные воспоминания об оригами. Делаются две заготовки, каждая из сложенного вдвое прямоугольника (см рисунок). Надрезаются на три равные полоски (они выйдут двойные, внизу не разрезать). Лучше всего делать две половинки из бумаги разных цветов, но обязательно тонкой. Половинки переплетаются, как на рисунке справа, начиная с верхней полоске на половинке в пятнышко. При переплетении полоски продеваются сквозь друг друга, так чтобы сердечко вышло одинаковое с обеих сторон. Как во всех таких случаях, объяснять куда сложнее, чем показывать, но попробовав на бумажном шаблоне каждая мамочка легко уловит суть переплетения. Мы такие сердечки делали на труде в первом классе школы!




Яблоки-груши-фрукты


Любые округлые фрукты вырезаются из плотной бумаги соответствующего цвета, сложенной вдвое. Уже сложенная заготовка должна быть квадратной для яблок, тыкв и апельсинов, прямоугольной для груш и лимонов. Вырезая фрукт, оставляйте достаточно широкую перемычку внизу. В нее вшиваются несколько коротких обрезков черного мулине – для натуральной «попки» фрукта. Затем вырезаете зеленые листья и склеиваете обе стороны фрукта, с листьями внутри, попрочнее. Если для подвешивания используется шнурок, его можно распушить на конце и тоже вклеить, если нитка – ее проще вшить. Главное – внутрь фрукта по линии сгиба надо вложить изрядный шарик пластилина – чтобы фрукт был выпуклый и тяжеленький, он так лучше висит и вращается в потоках воздуха.


Живопись
Я, как само собой разумеется, предлагала Кондрату рисовать примерно с 10 мес возраста. Почему-то я знала, что "так полагается". До года не было почти никакого интереса. Около года начал рисовать красками. Летом, где-то в год и два мес стал лучше относиться и к графике - ручкам и фломастерам. Но и сейчас по-настоящему любит только малевать красками, делает это с душой. Иногда даже требует достать краски (показывает на полку шкафа).

Сперва я купила специальные краски для рисования пальцами. Стоят безумных денег. Поэтому рекомендую откладывать из каждой баночки чайную ложку краски в отдельную мисочку или коробочку пластмассовую. Иначе моментально все изведет. Бумагу покупаю плотную, в больших альбомах специально для детей. Формат минимум А3, на меньшие размахи ребенок не согласится.

Всем этим можно заниматься только с убеждением и "по призванию", так как рисование, безусловно, жизнь родителей не упрощает. Я развожу этот трам-тарарам раза два-три в неделю, даже вечерами рабочих дней, хотя утомляет оно безумно. Стелю на стол клеенку, закрепляю ее под столом скотчем, чтобы не подтекало и не сползало. На клеенку кладу стопку из 2-3-4 листов, прикрепляю тоже скотчем в дальних от ребенка углах - это просто, чтобы не держать руками, ребенок этого делать не будет. Раскладываю краски по мисочкам, заготавливаю тряпку для себя (подтирать аварийные выбросы), раздеваю художника, раздеваюсь сама, под стол стелю массы газет, ставлю высокий стульчик, художник туда залезает и приступает. Как только интерес к данному листу остынет (шедевр готов), я ловко выдергиваю его из-под рук, пока художник не стал разрушать свое творение, и он с новым вдохновением малюет на следующем листе. Когда заканчиваются краски (или художник выдохнется), я его вынимаю, на оттопыренных руках несу в ванную и мою душем. Пока он просыхает, разбираю малярню - выбрасываю, вытираю, промываю, просушиваю (это я листы просушиваю).

Сначала ребенок плохо понимал, к чему это, но яркостью и консистенцией красок интересовался. Потом стал отпечатки пальцев делать. Потом размазывать лужи краски. Ну а дальше пошло-поехало. Я постоянно в поиске новых идей для Кондратова исполнения. У нас дома рядами коробки российской гуаши мелкой расфасовки (малюсенькие баночки каждого цвета, не больше 25 мл каждая). Она дешевая, но токсичная, есть ее нельзя. Кондрат уже мало соблазняется, так что я рискую, но слежу внимательно. Зато раскладывать не надо - один-два раза порисовал, и всю коробку можно выбросить. Пластилин во всех формах и видах - намазывать, наклеивать, раскатывать пальцами, ладонями и скалкой, резать ножом и вилкой (смотреть, чтобы не ел). НА пластилин наклеивать стеклышки, камушки, горох, мелкие макароны. В маленьких плоских коробочках делать картины из пластилина - "секреты под крышкой". Присылаемый мусор - рекламу мама распиливает ножницами на отдельные предметы и дает наклеивать Кондрату. Он орудует клеящим карандашом, мажет страницу, сверху лепит бумажки. Рвать, мять и наклеивать цветную бумагу, фольгу. Недавно освоили акварель - окрашивать воду, болтать кисточкой, выливать окрашенную воду на страницу, макать кусок губки в акварель и размазывать по странице. Кисточка пока плохо идет. Зато пробки от винных бутылок на ура - макать в краску и печатать. То же самое с линейкой - некоторые штрихи на выставленных картинах сделаны ребром линейки, окунутым в ранее нарисованную краску на странице.

Короче, мутотень еще та, но ребенку нравится. А еще - рисовать красками на кафеле в ванной, рисовать красками на себе (очень красиво), окрашивать воду в белых пластмассовых коробках (лучше тоже в ванной), окрашивать ванну с пеной большим количеством краски (расточительно, но эффект удивительный - красная пена, желтая пена, синяя пена... сюрреализм). Для этого сначала развести в воде краску, потом налить пену для ванны и пустить кран большой струей. Давать ребенку взбивать эту пену веничком-взбивалкой (озеленеть от смеха).


Музыка
Я музыкой не пользы ради, а шутки для занимаюсь с Кондратом – просто мне это нравится. Но ведь и у каждой мамы наверняка есть такие любимые коньки.

У нас из инструментов-то - один старый металлофон, да и тот для самых маленьких, четыре ноты (до-ми-соль-до). Хорошо хоть тон не слишком сполз, относительно чистые ноты. Вам рекомендуем все же хороший немецкий металлофон на полную октаву или полторы октавы (такие бывают). Важный совет – не пользуйтесь НИКАКИМИ звуками, если подозреваете, что они дают нечистый тон. Детские «пианино», пищалки и «дуделки» бывают в этом смысле губителями музыкального слуха. Металлофоны и ксилофоны намного надежнее. Настройте сто лет простоявшее дома без дела пианино, гитару или балалайку, и поздравьте себя, если вы умеете сыграть ЧИСТО три ноты подряд на скрипке, альте или виолончели – пока этого вполне достаточно. Пока что вы подаете ребенку чистые музыкальные тона.

На наших четырех нотах мы уже все разыграли. И призывы (А-у, А-у = соль -до, соль- до), и гнев (До верхней октавы - до нижней октавы, резко с синкопой), и смех (это совсем просто, по-разному можно), и гром и молнию. Наиграли начала и концы всех мелодий, содержащих трезвучие - их полным-полно, например "перышки у птички", "чижик-пыжик", "слышишь песню у ворот" на мелодию Моцарта, шведские песни полной торбой, Свадебный Марш Мендельсона, финал какой-то там симфонии Моцарта (трудно тут передать - до-до, ми-ми, соль-соль, ми... фа-фа, ре-ре, си-си, соль... сейчас моя училка из гроба встанет, из-за профанации искусства:-) - да пропасть этих трезвучий можно нарыть. Перетряхивайте содержимое ваших кассет и детские воспоминания, но вообще-то разнообразие мелодий еще важнее, чем их происхождение. Мы повторяем и напеваем все звуки подряд – от необычной интонации окружающей нас финской речи (террр-веее, террр-вее), до звука сирены проехавшей «скорой».

Кабы был у нас полный металлофон, то маме было бы проще, но и ребенку сложнее. Пока что у нас только четыре ноты разных цветов, молоточек потерян. Я нашла старые зубные щетки таких же цветов, и Кондрат за милую душу различает, какая нота соответствует какой щетке. Как только его соображаловка дозреет до логических связей, а голосовой аппарат станет лучше подчиняться мозгам, я научу его пропевать каждую ноту, просто показывая щетку. А пока он охотно лупит нужной щеткой по нужной ноте. Правда, беспорядочно тоже лупит. Но уже проявились мелодии, которые он узнает по трем первым нотам и начинает подвывать... увы, не идеально чисто - он же не Моцарт, однако. Короче, мы просто развлекаемся, никаких "развитий" не ждем. Я даже не знаю, есть ли у Кондрата музыкальные способности. Но главное – ребенок и мама радуются музыке. В конце концов, любая музыкальность начинается с этого.


Полезная ссылка на примеры
Образчики живописи
Напишите мне


 
Сайт управляется системой uCoz